В настоящее время остро стоит проблема организации детского и подросткового досуга, поскольку ребенок взрослеет, развивается в напряженной обстановке. Свободное время учащихся, подчас даже вне их желания, заполняется отрицательными моментами: сложностями в отношениях с родителями или неблагополучием семьи, влиянием молодежной субкультуры.
Задача лицея - направить деятельность учащихся в положительное русло, по возможности нейтрализовать отрицательные социальные воздействия. С целью организации досуговой деятельности в лицее «ПолиТЭк» разработана программа «Досуг».Принята и утверждена- январь 2006 г.
Основание для разработки программы:
Президентская программа «Дети Республики Башкортостан» на 2006-2010 г,
Целевая программа «Организация досуга, отдыха и оздоровления детей»
Цель программы:
Создание условий для эффективного развития системы организации досуга учащихся.
Задачи:
1. Придание досуговой деятельности развивающего и воспитывающего характера;
2. Обобщение и развитие известных, поиск новых форм досуговой деятельности;
3. Снятие психологического напряжения учащихся, педагогов, родителей;
4. Развитие сотрудничества с внешкольными воспитательными учреждениями;
5. Формирование положительных эмоций, благоприятного психологического климата в процессе досуговой деятельности.
6. Развитие творческих способностей и творческой инициативы учащихся и взрослых
7. Обеспечение нравственного, духовного, интеллектуального,
эстетического, культурного развития.
Досуговая деятельность в рамках программы организуется на принципах
- разумности,
- разнообразия,
- системности,
- опоры на интересы и потребности учащихся,
- добровольности участия в досуговых мероприятиях.
Досуговая деятельность осуществляется по нескольким направлениям:
• Проведение традиционных лицейских мероприятий
День здоровья
«Посвящение в лицеисты»
«Школьный звездопад»
«Здоровая дискотека»
Новогодний КВН (между командами учителей и учащихся)
«Ученик года»
Фестиваль солдатской песни
• Организация и проведение нетрадиционных лицейских мероприятий, акций, конкурсов, фестивалей.
• Организация работы кружков по интересам, работа по привлечению в кружки дополнительных учреждений города.
• Веселые переменки (организация малоподвижных игр с учащимися младших классов во время перемен)
• Организация классных КТД
• Работа детского движения лицея (Школьный парламент, пионерского отряда «Дружный рой»)
• Спортивно-туристическая работа лицея
Содержание работы:
Изучение потребностей, интересов и желаний учащихся в организации и проведении внеклассных мероприятий, используя опрос «Карта интересов» и анкетирвоание;
Предоставление учащимся возможности самостоятельного планирования жизни в коллективе вне урочной деятельности и ответственность за ее выполнение (стимулировать учащихся к участию в школьном и классном самоупровлении);
Организация и проведение часов по интересам с привлечением учащихся из других классов, классов-групп;
Изучение мнения руководителей «часов по интересам», социальной гостиной, школьных клубов и объединений, а также внешкольных секций, кружков и студий об участии учащихся в их работе;
Изучение мнения учащихся о результативности работы внеклассных и внешкольных объединений и о личных результатах участия в них;
Предоставление родителям необходимой информации о деятельности внешкольных и школьных учреждений; демонстрация родителям достижений детей через выставку творческих работ, отчетный концерт, фотогазеты, видеофильмы.
Демонстрация и поощрение инициативы и достижений учащихся во внеклассной деятельности.
Огромное значение для ребенка имеет его участие в жизни класса, класса-группы вне школьных уроков. Для некоторых ребят это основной мотив прихода в школу, возможность реабилитации после непризнанности в классе из-за отсутствия учебных умений. И педагог должен не пропустить этот момент, прочесть его в детских глазах. Ведь для ребенка участие в жизни коллектива после уроков – это шанс сбросить своего рода ярлык неумелого, найти своего место среди сверстников. В работе классного воспитателя, семейного педагога в данном направлении есть важное звено, которое он не должен потерять: это создание ситуации для добровольного выбора учениками наиболее интересных для них форм внеклассной работы. Значит, главные качества, которые необходимо развить у своих воспитанников – это инициатива и самостоятельность, ответственность и открытость, искренность.